Региональный ресурсный центр ранней помощи «Жемчужинка»
Деятельностью ресурсного центра ранней помощи «Жемчужинка», организованного на базе ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», является сопровождение процесса становления и развития системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска с различными нарушениями на территории Ивановской области.РРЦ РП «Жемчужинка» работает на основании:
1. Концепция ранней помощи в Российской Федерации
2. Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты РФ
https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/274
3. Положение о региональном ресурсном центре «Служба ранней помощи»
https://helpcentr.ivn.eduru.ru/media/2021/01/26/1244242476/Polozhenie_SRP.pdf
Обратиться в центр могут родители, воспитывающие детей от 0 до 3 лет.
ЧТО ТАКОЕ РАННЯЯ ПОМОЩЬ?
Ранняя помощь оказывается детям с ограничениями жизнедеятельности или риском появления таких ограничений в возрасте до 3 лет и их семьям:
Ранняя помощь детям и их семьям – комплекс услуг, оказываемых детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям, и направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
КАК ПОЛУЧИТЬ УСЛУГУ РАННЕЙ ПОМОЩИ
Если в семье появился ребенок и родители обеспокоены его состоянием здоровья, то у них есть возможность обратиться в ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» с запросом по проблемам в развитии ребенка, его социальной адаптации или в связи с трудностями в освоении образовательных программ.
На первичном приеме проводится скрининг развития ребенка, первичная диагностика, заполняется анамнез развития и анкета родителей, в случае необходимости — другие документы.
Специалисты центра выявляют нуждаемость в различных видах и формах поддержки семьи, оказывают родителям консультационные услуги, разрабатывают индивидуальную программу развития ребенка, в рамках которого предоставляются мероприятия, направленные на развитие общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций, обогащение пассивного и активного словарного запаса.
Основные задачи деятельности специалистов:
- своевременное выявление признаков неблагополучия в психическом развитии и определении основных мероприятий по профилактике и коррекции нарушений и трудностей развития детей раннего возраста;
- содействие комплексной и всесторонней коррекции психомоторного и социально-эмоционального развития детей за счет использования ресурсов ближайшего социального окружения ребенка;
- организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия, развития, воспитания и обучения ребенка с учетом его реабилитационного потенциала;
- информационное и научно-методическое сопровождение деятельности специалистов, осуществляющих работу в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья или группы риска и их семьям;
- осуществление ранней полноценной интеграции и содействие инклюзивному образованию детей за счет обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания.
Специалисты регионального ресурсного центра сопровождения системы ранней помощи:
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Консультативно-диагностическое направление деятельности при работе с семьей:
- междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка: познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания при обращении в Центр и домашнем визитировании;
- определение качественных особенностей взаимодействия и общения ребенка с родителями (законными представителями) и другими членами ближайшего социального окружения ребенка;
- выявление основных потребностей и ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка от 0 до 3 лет с нарушениями развития или риском их возникновения, как основы построения программы сопровождения;
- онлайн-консультирование семей по реализации программы развития.
Коррекционно-развивающее направление деятельности:
- создание индивидуальных программ сопровождения, их мониторинг и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу;
- повышение родительской компетентности за счет совместной коррекционно-развивающей деятельности со специалистами, обучение некоторым методам и приемам коррекционно-развивающей деятельности на базе Центра;
- расширение содержания социально-эмоциональных контактов в процессе становления личности ребенка с нарушениями в развитии и группы риска на этапах раннего детства;
- сглаживание, устранение и профилактика вторичных нарушений через своевременную оценку динамики психического развития и формирование базовых компетенций у ребенка.
Методическое направление:
- проведение методических семинаров для педагогов, занимающихся проблемами детей раннего возраста;
- проведение консультаций для специалистов раннего возраста.
Уважаемые родители!
Здесь вы можете получить всю важную для вас информацию о развитии ребенка, записаться на консультацию, задать все необходимые вопросы и как результат, решить для себя главное – как и где получать коррекционную помощь.Наша цель сориентировать Вас в мире коррекционной педагогики и дать возможность получить помощь вовремя и именно ту, которая Вам необходима.
Не бойтесь задавать вопросы и выявлять проблемы – это первый шаг к их разрешению.
И конечно же, растите здоровыми!
Мы ждем вас по адресу: г. Иваново, пр.Ленина, д.41
Записаться на консультацию можно по телефону: 8 (4932) 37-47-27 с 9.00 до 13.00 ежедневно с понедельника по пятницу.
Занятия и очные консультации проводятся еженедельно (понедельник, среда, пятница) по предварительной записи.
Нормативные документы:
1) Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
2) Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 г. № 1839);
3) Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей (письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций от 13 января 2016 г № ВК-15/07);
4) О проведении внедрения моделей, алгоритмов, программ, методических материалов работы центров по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет (письмо Минобрнауки РФ от 14.02.2017 № 01-00-11/109);
5) Информационно-методический сборник «Эффективные практики ранней помощи» (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Москва, 2015 г.);
6) Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ОВЗ («Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, 2016 г.)
В работе мы используем
- Методические рекомендации «Раннее развитие детей»;
- Московская ассоциация специалистов ранней помощи: http://early-help.msk.ru ;
- Институт раннего вмешательства г. Санкт-Петербург: http://new.eii.ru
Полезные ссылки:
1) Родителям о детях (воспитание, развитие, игры и игрушки): http://malishi.ru ;
2) Музыка с мамой для малышей: http://www.m-w-m.ru ;
3) Раннее развитие: http://www.mother.ru ;
4) Книги для родителей http://www.idea.dp.ua/baby/books.htm ;
5) Для родителей о малышах: www.babyblog.ru ;
6) Раннее развитие детей: http://www.razumniki.ru ;
7) Поделки для детей и вместе с детьми: http://mamadelki.ru ;
8) Развитие малыша http://www.krokha.ru ;
9) Благотворительный фонд: downsideup.org/ru ;
10) Здоровье, образование, лечение сенсорная интеграция: http://www.childneurologyinfo.com/health.php.