Служба ранней помощи детям

Региональный ресурсный центр ранней помощи «Жемчужинка»

Деятельностью ресурсного центра ранней помощи «Жемчужинка», организованного на базе ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», является сопровождение процесса становления и развития системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска с различными нарушениями на территории Ивановской области. 

 РРЦ РП «Жемчужинка» работает на основании:

1. Концепция ранней помощи в Российской Федерации

  https://helpcentr.ivn.eduru.ru/media/2021/01/26/1244242052/Koncepciya_razvitiya_rannej_pomoshhi_v_RF.pdf

2. Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты РФ 

https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/274

3. Положение о региональном ресурсном центре «Служба ранней помощи»

  https://helpcentr.ivn.eduru.ru/media/2021/01/26/1244242476/Polozhenie_SRP.pdf

Обратиться в центр могут родители, воспитывающие детей от 0 до 3 лет.

ЧТО ТАКОЕ РАННЯЯ ПОМОЩЬ?

Ранняя помощь оказывается детям с ограничениями жизнедеятельности или риском появления таких ограничений в возрасте до 3 лет и их семьям:

  •     с инвалидностью;
  •     с ограниченными возможностями здоровья;
  •     детям сиротам и оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в замещающих семьях;
  •     детям из группы социального риска (из семей, где ребенок подвергается пренебрежению и/или насилию, родители страдают алкоголизмом и/или наркоманией, имеют ограничение жизнедеятельности);
  •    детям из группы биологического риска (дети, имеющие по заключению
  •    врачей риск формирования ограничений жизнедеятельности).

Ранняя помощь детям и их семьям – комплекс услуг, оказываемых детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям, и направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.


КАК ПОЛУЧИТЬ УСЛУГУ РАННЕЙ ПОМОЩИ

Цель оказания ранней помощи – как можно раньше выявить нарушения в развитии ребенка и помочь таким детям и их семьям.

Если в семье появился ребенок и родители обеспокоены его состоянием здоровья, то у них есть возможность обратиться в ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» с запросом по проблемам в развитии ребенка, его социальной адаптации или в связи с трудностями в освоении образовательных программ.

На первичном приеме проводится скрининг развития ребенка, первичная диагностика, заполняется анамнез развития и анкета родителей, в случае необходимости — другие документы.

Специалисты центра выявляют нуждаемость в различных видах и формах поддержки семьи, оказывают родителям консультационные услуги, разрабатывают индивидуальную программу развития ребенка, в рамках которого предоставляются мероприятия, направленные на развитие общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций, обогащение пассивного и активного словарного запаса.


Основные задачи деятельности специалистов:

- своевременное выявление признаков неблагополучия в психическом развитии и определении основных мероприятий по профилактике и коррекции нарушений и трудностей развития детей раннего возраста;

- содействие комплексной и всесторонней коррекции психомоторного и социально-эмоционального развития детей за счет использования ресурсов ближайшего социального окружения ребенка;

- организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия, развития, воспитания и обучения ребенка с учетом его реабилитационного потенциала;

- информационное и научно-методическое сопровождение деятельности специалистов, осуществляющих работу в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья или группы риска и их семьям;

- осуществление ранней полноценной интеграции и содействие инклюзивному образованию детей за счет обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания.

Специалисты регионального ресурсного центра сопровождения системы ранней помощи:

  • Учитель-дефектолог;
  • Педагог-психолог;
  • Учитель- логопед;
  • Врач-невролог.


НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Консультативно-диагностическое направление деятельности при работе с семьей:

- междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка: познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания при обращении в Центр и домашнем визитировании;

- определение качественных особенностей взаимодействия и общения ребенка с родителями (законными представителями) и другими членами ближайшего социального окружения ребенка;

- выявление основных потребностей и ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка от 0 до 3 лет с нарушениями развития или риском их возникновения, как основы построения программы сопровождения;

- онлайн-консультирование семей по реализации программы развития.

Коррекционно-развивающее направление деятельности:

- создание индивидуальных программ сопровождения, их мониторинг и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу;

- повышение родительской компетентности за счет совместной коррекционно-развивающей деятельности со специалистами, обучение некоторым методам и приемам коррекционно-развивающей деятельности на базе Центра;

- расширение содержания социально-эмоциональных контактов в процессе становления личности ребенка с нарушениями в развитии и группы риска на этапах раннего детства;

- сглаживание, устранение и профилактика вторичных нарушений через своевременную оценку динамики психического развития и формирование базовых компетенций у ребенка.

                                                                  Методическое направление:

- проведение методических семинаров для педагогов, занимающихся проблемами детей раннего возраста;

- проведение консультаций для специалистов раннего возраста.


Уважаемые родители!

Здесь вы можете получить всю важную для вас информацию о развитии ребенка, записаться на консультацию, задать все необходимые вопросы и как результат, решить для себя главное – как и где получать коррекционную помощь.

Наша цель сориентировать Вас в мире коррекционной педагогики и дать возможность получить помощь вовремя и именно ту, которая Вам необходима.

Не бойтесь задавать вопросы и выявлять проблемы – это первый шаг к их разрешению.

И конечно же, растите здоровыми!

Мы ждем вас по адресу: г. Иваново, пр.Ленина, д.41

Записаться на консультацию можно по телефону: 8 (4932) 37-47-27  с 9.00 до 13.00 ежедневно с понедельника по пятницу.

Занятия и очные консультации проводятся еженедельно (понедельник, среда, пятница) по предварительной записи.

Нормативные документы:

1) Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

2) Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 г. №  1839);

3) Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей (письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций от 13 января 2016 г №  ВК-15/07);

4) О проведении внедрения моделей, алгоритмов, программ, методических материалов работы центров по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет (письмо Минобрнауки РФ от 14.02.2017 № 01-00-11/109);

5) Информационно-методический сборник «Эффективные практики ранней помощи» (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Москва, 2015 г.);

6) Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ОВЗ («Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, 2016 г.)                         

В работе мы используем

- Методические  рекомендации «Раннее развитие детей»;

- Методические рекомендации по обследованию и составлению индивидуальных программ ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью;

 - Московская ассоциация специалистов ранней помощи: http://early-help.msk.ru ;

- Институт раннего вмешательства г. Санкт-Петербург: http://new.eii.ru

Полезные ссылки:

1) Родителям о детях (воспитание, развитие, игры и игрушки): http://malishi.ru ;

2) Музыка с мамой для малышей: http://www.m-w-m.ru ;

3) Раннее развитие: http://www.mother.ru ;

4) Книги для родителей http://www.idea.dp.ua/baby/books.htm ;

5) Для родителей о малышах: www.babyblog.ru ;

6) Раннее развитие детей: http://www.razumniki.ru ;

7) Поделки для детей и вместе с детьми: http://mamadelki.ru ;

8) Развитие малыша http://www.krokha.ru ;

9) Благотворительный фонд: downsideup.org/ru ;

10) Здоровье, образование, лечение сенсорная интеграция: http://www.childneurologyinfo.com/health.php.